1. Лампово - деревня староверов в
Гатчинском районе Ленинградской области.
Название деревни Лампово восходит к
ингерманландскому слову "лямппи", что означает "бойкое,
оживленное место". Впервые эта деревня упоминается в переписке
царевича Алексея, которому и принадлежала эта местность. Со
временем, как и многие финские названия окрестных деревень,
Лямппи преобразовалось в Лампово.
В начале XVIII века в эту деревню приехали первые поселенцы,
выходцы их Архангельской и Вологодской губерний, в основном,
старообрядцы-беспоповцы. Беспоповский толк старобрядчества
возник с конца 17века. Беспоповцы. Оставшись без епископа (тогда
старая вера и её приверженцы подвергались гонениям, и
единственный епископ, который мог бы их поддержать, был убит),
они в итоге признали, что священнослужители старообрядцам
(староверам) не нужны. Отсюда и название «беспоповцы». Из семи
Таинств Православной Церкви беспоповцы признавали всего три -
Крещение, Покаяние и Причащение. Руководство беспоповскими
общинами осуществляют миряне: наставники, уставщики и начетчики.
Сейчас, несмотря на предоставленную
свободу, староверы-беспоповцы не могут встать на ноги, по
крайней мере, в Петербурге и Ленинградской области. Когда-то их
было очень много, но теперь население окрестных деревень в
основном помнит только о том, что они – староверы, что
креститься надо не «щепотью», а двуперстно (хотя сами молитвы
уже давно позабыты), и что нельзя ходить в «эти никониянские»,
«мирские» храмы. Сейчас в области действует лишь одна моленная в
селе Лампово. Находящийся в Лампово деревянный старообрядческий
молитвенный дом Феодосиевского беспоповского старопоморского
согласия был построен в 1905г. Здесь же находилось и
старообрядческое кладбище.
Когда-то это был крупный центр. Сейчас община на грани
вымирания. Нет наставника. Дети последних престарелых прихожанок
если и верят, то предпочитают ходить в православные храмы. Да и
сами пожилые староверы нередко носят крестить внуков в
православные храмы.
Лампово – удивительно красивая
деревня. Терема деревни Лампово, украшенные кружевом деревянной
резьбы, славятся далеко за пределами Ленинградской области.
Гоголь писал, что «архитектура - та же летопись мира: она
говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».
2. Технология
строительства избы у староверов
У
староверческого населения преобладали северно-русские традиции
возведения срубных построек.Главным, и часто единственным,
орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что
пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми
для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы
бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому
пилы применялись исключительно в столярном деле...
Требования, предъявляемые к качеству
строительства, были в то время предельно высоки.
Деревья на строительство рубились только в
ноябре - декабре на убывающую луну или в полнолуние, но никак не
на растущую, чтобы в дереве было как можно меньше влаги.
Деревья валились именно топором, ни
в коем случае не пилой, ведь топор сминает и закупоривает
каналы, по которым влага поднимается от корней к кроне, а пила
режет эти каналы и оставляет их открытыми. И эти открытые
каналы, как губка, впитывают воду.
Искусные плотники так рассчитывали
силу удара и подкрутку топора, что он не оставлял засечек на
дереве, а отлетал от него вместе со щепой, уплотняя древесину в
месте рубки и это тоже препятствовало проникновению влаги.
Технология изготовления крыш топорным
тёсом и дранью также следовала этой цели - исключить
проникновение воды и гнилостных бактерий внутрь дерева. Ведь на
драни, изготовленной таким способом, образуются естественные
желобки для стока воды.
Железо в те времена было достаточно
дорого, но не удешевление строительства было решающим в отказе
от применения гвоздей, а желание избежать в соединении элементов
конструкции наложения дерева и металла. Особенно в местах,
доступных дождю и снегу.
С такими требованиями достигалось
высокое качество работы, хотя и нужно было больше времени на
строительство.
Дом или, шире говоря, жилище,
работал как фильтр по отношению к окружающей среде: обогревал
зимой, сохранял прохладу в знойные дни лета, не допускал ни
сырости, ни духоты. Конструкция дома создавала главный переход
от внутреннего пространства к наружному через ряд
переходов-шлюзов, например, сеней. Дом был как бы частью
окружающей природы. Размеры деревьев определяли размер дома, его
длину и высоту. Основой была клеть, в плане имеющая форму
прямоугольника, иногда - квадрата. В зависимости от состояния
владельца, его доходов, дома могли быть пяти- и шестистенные,
обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что
свидетельствовало о богатстве хозяина.
3. Солярные
знаки и зооморфные мотивы в оформлении деревянного дома
Каждое сооружение, от простой бедной
избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая
и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом. Фасад дома
- чело, декорировано резными деревянными «полотенцами». С самых
давних пор основные резные украшения располагались на полотенце
– лобовая доска, которая закрывала переход от бревен
нижележащего сруба к фронтону. Oсновная тема украшений на
полотенце – это были и есть солярные знаки, знаки солнца.Окна
обрамлены узорчатыми наличниками. На деревянных наличниках часто
встречаются цветы, злаки, плоды родной земли, сирины, львы,
голуби, петухи и даже сказочные русалки. Основные украшения
сосредотачивали на щипце – фронтоне избы.
Все наши коньки на крышах, петухи на
ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и
тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер
узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению
человека.
В домах богатых крестьян -
затейливое, у бедняка - попроще, но везде взор притягивает
резное кружево. Истоки русской народной резьбы, по мнению
специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и
язычество. Солнечный круг - солярный знак - явный языческий
символ. Завершение крыши дома - охлупень в виде резного коня -
очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал
дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Широкое
распространение получила неглубокая глухая резьба. Очевидно, что
во влажном и холодном климате быстрее уничтожается барельефная,
а тем более горельефная резьба. На деревянных столбиках,
подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и
«пояски», то кругляки, из которых появлялись «дыньки», «грибки»,
«маковицы» и тому подобная прелесть. Русская резьба делалась «на
глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Глазомер мастера,
выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет
ритмику рисунка.
4.
Архитектурные достопримечательности Лампово
Среди достопримечательностей деревни
Лампово выделяется дом Сафроновых – 1884 года. Это терем
малинового цвета украшен резным деревянным убранством. Особый
интерес представляют наличники окон, с резными стилизованными
лошадками. Этот дом ещё называют «малиновым», или «дом с
лошадьми». Шедеврами деревянной архитектуры можно также считать
бывший дом Прохоровых (Центральная улица, д.85), построенный
около 150 лет назад.Дом Адольфа Геренга (Центральная улица 70)
был построен в 1889 году. Дом Клементьевых (Центральная улица
55) был построен ещё раньше в 1886 году.
Всего статус выявленных объектов
культурного наследия присвоен 54 домам, также объектом
культурного наследия является сама историческая планировочная
система д. Лампово.
5.
Заключение
Работая над проектом, мы пришли к
следующим выводам. Для сохранения архитектурных памятников
деревни необходимо:
·
вести разъяснительную работу с местными жителями,
которые порой не осознают ценность своего дома, деревянной
постройки позапрошлого века;
·
создать благоприятные условия для развития
туристического бизнеса в Лампово, формирование инфраструктуры
деревни;
·
привлечь местную администрацию к решению проблемы
финансово, предоставить охрану этим памятникам архитектуры не на
бумаге, а фактически;
6. Литература
1.
Бабенко О. Край родной. - СПб., 2007.
2.
Бурлаков А. В.. Сиверская летопись. – СПб.: ЛЕТОПИСЬ, 1993.
3.
Бурлаков А. В.. Туристские маршруты Гатчинского района. –
Гатчина.: СЦДБ,2003.
4.
Ленинградская область. История и современность. – СПБ.: Лики
России, 1997.
5.
Материалы историко-краеведческих чтений. – Гатчина 2010-2013.
6.
Сёмочкин А.А. Господин верхний Оредеж.т.2.- СПб.: ЛЕТОПИСЬ,
2009.
7.
Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской
области. - СПб., 2005.
|