Тезисы к презентации "Деревянные кружева" Лампово.
 

   

   1. Лампово - деревня староверов в Гатчинском районе Ленинградской области.

   Название деревни Лампово восходит к ингерманландскому слову "лямппи", что означает "бойкое, оживленное место". Впервые эта деревня упоминается в переписке царевича Алексея, которому и принадлежала эта местность. Со временем, как и многие финские названия окрестных деревень, Лямппи преобразовалось в Лампово.
В начале XVIII века в эту деревню приехали первые поселенцы, выходцы их Архангельской и Вологодской губерний, в основном, старообрядцы-беспоповцы. Беспоповский толк старобрядчества возник с конца 17века. Беспоповцы. Оставшись без епископа (тогда старая вера и её приверженцы подвергались гонениям, и единственный епископ, который мог бы их поддержать, был убит), они в итоге признали, что священнослужители старообрядцам (староверам) не нужны. Отсюда и название  «беспоповцы». Из семи Таинств Православной Церкви беспоповцы признавали всего три - Крещение, Покаяние и Причащение. Руководство беспоповскими общинами осуществляют миряне: наставники, уставщики и начетчики.

   Сейчас, несмотря на предоставленную свободу, староверы-беспоповцы не могут встать на ноги, по крайней мере, в Петербурге и Ленинградской области. Когда-то их было очень много, но теперь население окрестных деревень в основном помнит только о том, что они – староверы, что креститься надо не «щепотью», а двуперстно (хотя сами молитвы уже давно позабыты), и что нельзя ходить в «эти никониянские», «мирские» храмы. Сейчас в области действует лишь одна моленная в селе Лампово. Находящийся в Лампово деревянный  старообрядческий молитвенный дом Феодосиевского беспоповского старопоморского согласия был построен в 1905г. Здесь же находилось и старообрядческое кладбище.
Когда-то это был крупный центр. Сейчас община на грани вымирания. Нет наставника. Дети последних престарелых прихожанок если и верят, то предпочитают ходить в православные храмы. Да и сами пожилые староверы нередко носят крестить внуков в православные храмы.

   Лампово – удивительно красивая деревня. Терема деревни Лампово, украшенные кружевом деревянной резьбы, славятся далеко за пределами Ленинградской области. Гоголь писал, что «архитектура - та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

    2. Технология строительства избы у староверов

   У староверческого населения преобладали северно-русские традиции возведения срубных построек.Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле...

   Требования, предъявляемые к качеству строительства,  были в то время предельно высоки.

  Деревья на строительство рубились только в ноябре - декабре на убывающую луну или в полнолуние, но никак не на растущую, чтобы в дереве было как можно меньше влаги.

   Деревья валились именно топором, ни в коем случае не пилой, ведь топор сминает и закупоривает каналы, по которым влага поднимается от корней к кроне, а пила режет эти каналы и оставляет их открытыми. И эти открытые каналы, как губка, впитывают воду.

   Искусные плотники так рассчитывали силу удара и подкрутку топора, что он не оставлял засечек на дереве, а отлетал от него вместе со щепой, уплотняя древесину в месте рубки и это тоже препятствовало проникновению влаги.

  Технология изготовления крыш топорным тёсом и дранью также следовала этой цели - исключить проникновение воды и гнилостных бактерий внутрь дерева. Ведь на драни, изготовленной таким способом, образуются естественные желобки для стока воды.

   Железо в те времена было достаточно дорого, но не удешевление строительства было решающим в отказе от применения гвоздей, а желание избежать в соединении элементов конструкции наложения дерева и металла. Особенно в местах, доступных дождю и снегу.

   С такими требованиями достигалось высокое качество работы, хотя и нужно было больше времени на строительство.

   Дом или, шире говоря, жилище, работал как фильтр по отношению к окружающей среде: обогревал зимой, сохранял прохладу в знойные дни лета, не допускал ни сырости, ни духоты. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней. Дом был как бы частью окружающей природы. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника, иногда - квадрата. В зависимости от состояния владельца, его доходов, дома могли быть пяти- и шестистенные, обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что свидетельствовало о богатстве хозяина.

   3. Солярные знаки и зооморфные мотивы в оформлении деревянного дома

   Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом. Фасад дома - чело, декорировано резными деревянными «полотенцами». С самых давних пор основные резные украшения располагались на полотенце – лобовая доска, которая закрывала переход от бревен нижележащего сруба к фронтону.  Oсновная тема украшений на полотенце – это были и есть солярные знаки, знаки солнца.Окна обрамлены узорчатыми наличниками. На деревянных наличниках часто встречаются цветы, злаки, плоды родной земли, сирины, львы, голуби, петухи и даже сказочные русалки.   Основные украшения сосредотачивали на щипце – фронтоне избы.

   Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях,  голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.

   В домах богатых крестьян - затейливое, у бедняка - попроще, но везде взор притягивает резное кружево. Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. Солнечный круг - солярный знак - явный языческий символ. Завершение крыши дома - охлупень в виде резного коня - очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Очевидно, что во влажном и холодном климате быстрее уничтожается барельефная, а тем более горельефная резьба. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки, из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Глазомер мастера, выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет ритмику рисунка.

   4. Архитектурные достопримечательности Лампово

   Среди достопримечательностей деревни Лампово выделяется дом Сафроновых – 1884 года. Это терем малинового цвета украшен резным деревянным убранством. Особый интерес представляют наличники окон, с резными стилизованными лошадками. Этот дом ещё называют «малиновым», или «дом с лошадьми». Шедеврами деревянной архитектуры можно также считать бывший дом Прохоровых (Центральная улица, д.85), построенный около 150 лет назад.Дом Адольфа Геренга  (Центральная улица 70) был построен в 1889 году. Дом Клементьевых (Центральная улица 55) был построен  ещё раньше в 1886 году.

   Всего статус выявленных объектов культурного наследия присвоен 54 домам, также объектом культурного наследия является сама историческая планировочная система д. Лампово.

   5. Заключение

   Работая над проектом, мы пришли к  следующим выводам. Для сохранения архитектурных памятников деревни необходимо:

 · вести разъяснительную работу с местными жителями, которые порой не осознают ценность своего дома, деревянной постройки позапрошлого века;

 ·  создать благоприятные условия для развития туристического бизнеса в Лампово, формирование инфраструктуры деревни;

 ·  привлечь местную администрацию к решению проблемы финансово, предоставить охрану этим памятникам архитектуры не на бумаге, а фактически;

   6. Литература

1.         Бабенко О. Край родной. - СПб., 2007.

2.       Бурлаков А. В.. Сиверская  летопись. – СПб.: ЛЕТОПИСЬ, 1993.

3.       Бурлаков А. В.. Туристские маршруты Гатчинского района. – Гатчина.: СЦДБ,2003.

4.       Ленинградская область. История и современность. – СПБ.: Лики России, 1997.

5.       Материалы историко-краеведческих чтений. – Гатчина 2010-2013.

6.       Сёмочкин А.А. Господин верхний Оредеж.т.2.-  СПб.: ЛЕТОПИСЬ, 2009.

7.       Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. - СПб., 2005.

 

 

Авторы Арескина Ирина, Воронцова Полина, Львова Н.А.